История клише

История клише для тиснения

Хотя достоверные источники утверждают, что клеймо скоту ставили уже в Древнем Египте, нет оснований полагать, что раньше человек не метил свой скот аналогичным образом. Технически, клеймо (англ. brand) можно считать первым клише, известным с древних времен.

клеймо
Клеймо

Что же касается полиграфии, первые клише для тиснения (фр. cliche, англ. die, нем. klischee) возникли задолго до появления книгопечатания и типографских клише на территории Европы.

Как ни странно, первым было конгревное клише.
Во II-м веке н.э. на территории Китая (примерно одновременно с появлением первой бумаги) вошли в обиход каменные формы с вырезанными знаками и изображениями для создания рельефных оттисков на бумаге. Влажную бумагу вдавливали в рельеф на камне и высушивали, а затем наносили краску на выпуклые элементы на бумаге.

Метод ксилографии, использующий деревянные клише, в разное время был распространен и в Китае, и в Египте, и Европе. Европейцы не смогли освоить технику изготовления клише из металлов, тогда как в Поднебесной к 1040-х уже появились наборные печатные формы из обожженой глины.

Европейская история клише начинается в 13-м веке, где после Крестовых походов, потребности в переписи многочисленной информации стали исполнять тонкие металлические листы.

Гутенберг
Иоганн Гутенберг

В 1400-х годах, когда бумага получила распространение на Западе, появились и наборные шрифты, чье изобретение приписывается Гутенбергу.

Именно Гутенберг положил начало высокой печати — принципу печатания, где красящий элемент расположен выше пробельных областей. Наряду с наборным способом в высокой печати использовались и монолитные печатные формы — стереотипы. Именно они и являются прямым прародителем современных клише для тиснения — внешне вы затруднитесь найти различия.

В 30-х годах XX-го века в Германии произошло знаменательное событие — слияние технологии нанесения сусального золота и метода вакуумной металлизации. Именно эти годы можно считать зарождением технологии горячего тиснения фольгой с применением клише, получившим широкое распространение уже в 60-х годах XX-го века вместе с запуском вакуумной металлизации ПЭТ-пленки распыленным алюминием.

В то время широкое распространение получили цинковое и медное клише — сначала их вырезали вручную мастера-гравёры, пользуясь историческими техниками изготовления форм и наборов для книгопечатания. В 1850-х сэр Генри Джеймс разработал технологию фотоцинкографии, позволявшей точно воспроизводить изображения с помощью солей дихромовой кислоты, которая начала исчезать уже к 1880-м годам, а в 1890-х успешно сменилась технологией фотогравирования Фредерика Айвса, совместимой с высокой печатью.

Прорыв в технологии фотохимической гравировки произошел в 50-хх годах XX-го века — был

Магниевое клише
Магниевое клише

изобретен способ беспорошкового травления магния. Позднее метод адаптировали к цинку, а затем и к меди.

В 70-80-е годы, на волне борьбы за экологию, технология фотогравировки цинковых клише начала угасать из-за токсичности отходов, уступив место более экологичным магнию и меди.

В свою очередь, начиная с 90-х, медь стала уступать свои позиции латунным клише, изготовленным на станках с ЧПУ — такая обработка позволила создавать многоуровневые рельефы и комбинированные клише, за один оттиск одновременно наносящие фольгу и придающие рельеф.
Позиции меди однако не сдались — механическая гравировка не позволяет создавать просвет между линиями тоньше 0,2мм, поэтому для графически сложных микроизображений и микротекстов по-прежнему популярны медные клише, а более сильная теплопередача чистой меди позволяет работать прессам для тиснения на предельных скоростях.

Что до современного магниевого клише, то оно соперничает с клише из латуни по цене — себестоимость его изготовления на порядок ниже латунного. Этот фактор повлиял и на постепенное замещение латуни в тиснении на коже магнием после 2000-х годов XXI-го века.

Латунный цилиндр для горячего тиснения
Латунный цилиндр

Отдельно стоят ротационные клише для тиснения, развивавшиеся весь XX-й век — латунные цилиндры, шайбы из стали и латуни, полукруглые сегментные клише, магниевые рубашки и магнитные медные рубашки на валы.

Ротационные оснастки постепенно сдают свои позиции по мере удешевления технологии холодного тиснения фольгой, метода, не требующего клише для нанесения фольги. Несмотря на распространение холодной фольги, сложность в приладке и дороговизну латунных цилиндров, некоторые типографии возвращаются к гравировке цилиндров по причине высокого качества такого тиснения и хорошей проработке конгрева, особенно на жестких материалах.

XXI-й век ознаменовался и широчайшим распространением полимерных материалов в изготовлении клише и печатных форм. Фотополимерные пластины, как чисто полимерные, так и на основе алюминиевого листа, после УФ засветки, обрабатываются в растворах и применяются во

Фотополимерное клише
Фотополимерное клише

флексопечати, тиснении, высокой печати. С точки зрения применения в качестве клише для горячего тиснения фольгой, полимерные формы обладают самой низкой тиражестойкостью и наихудшей теплопередачей, однако простота изготовления и низкая себестоимость востребованы на штучных тиражах.

Будущее клише для тиснения не определено — с появлением цифровой печати появился метод фольгирования по запечатанному тонеру. Впрочем, фольгираторы пока не делают конгрев, а их производительность и качество фольгирования оставляют желать лучшего. Мы живем в интересное время, где скорость смены технологий опережает наше воображение, а устаревшие техники входят снова в моду — а пока клише исправно служит облагораживанию печатной продукции и тиснению на коже.